25 и 26 декабря в Театре им. Ленсовета состоится премьера спектакля «В этом милом
старом доме» по одноименной пьесе известного советского драматурга Алексея
Арбузова — автора, чьи произведения с успехом шли на ленсоветовской сцене в годы
художественного руководства Игоря Владимирова. Арбузова театр выбрал и для
постановки к 70-летию Михаила Боярского. Некогда один из лидеров труппы, теперь он
выходит на родную сцену в качестве приглашенного артиста лишь в спектакле
«Смешанные чувства», также поставленном Леваковым. И вот — новая работа. В
разгар репетиционного периода мы встретились с легендой ленинградской сцены,
чтобы поговорить о премьере и о театре прошлого, настоящего и будущего.
Михаил Сергеевич, много лет назад вы ушли из труппы театра Ленсовета. Как себя
чувствуете здесь сейчас, когда приходите играть или репетировать спектакли: как
дома, как в гостях, как на работе?
Раньше это действительно был театр-дом, в котором мы проводили время с утра до ночи, а
ночами готовили капустники. Здесь царила семейная атмосфера. Мы отмечали в театре все
дни рождения, все праздники, и даже если не было спектакля, приходили в театр, чтобы
пообщаться, и после спектакля оставались, чтобы поделиться соображениями, новостями,
анекдотами, рассказами... После ухода Владимирова из жизни многие актеры, с которыми я
был близко знаком, покинули эти стены. В других театрах я никогда не работал. Какой-то
период времени только играл спектакли в Ленкоме (Театр им. Ленинского комсомола, ныне
Театр-фестиваль «Балтийский дом» — Прим.ред.), но туда я приходил именно «на работу».
А в Ленсовета возвращаюсь постоянно. Это связано с Ларисой Луппиан, с Сережей Мигицко,
с Аней Алексахиной, с Олегом Леваковым — это небольшой «пучок» артистов, при которых
я пришел в театр. Леваков поставил «Смешанные чувства», а теперь ставит «В этом милом
старом доме», где мы играем с Ларисой. Так что «старая гвардия» здесь еще есть. Но Театр
Ленсовета как таковой очень изменился, и сегодня он меня не интересует с творческой точки
зрения. Он совершенно другой — не мой, не тот, в котором я начинал и любил работать...
Но репетировать сегодня вам интересно?
Спектакль рождается под руководством Левакова — человека, которого я давно и хорошо
знаю. Я понимаю, что он исповедует. А из прочих артистов, которые заняты в спектакле, мне
известен только один — это Лариса Луппиан. Остальные все — молодые ребята. У них еще
нет своего почерка, они его только приобретают. Куда они повернут дальше, я не знаю —
судьба сложится у всех по-разному. Но про моего персонажа у автора пьесы написано:
«Эраст Петрович Венецианов, 70 лет». Это соответствует моему возрасту. Я не «волоку на
себе» весь спектакль, не выражаю ключевую драматургическую задачу, не несу на себе
основную нагрузку за идею автора и режиссера, за всю постановку. Слава богу, у меня далеко
не главная роль — можно сказать, эпизодическая, вспомогательная. Меня это очень
раскрепощает: можно опереться на других и «спрятаться». Мне просто приятно принять
участие в работе под руководством Левакова. Это меня вдохновляет. Я репетирую в этом
спектакле, потом что знаю, чего хочет Леваков: мы с ним говорим на одном языке.
Значит, это не бенефис к юбилею?
Нет, конечно. Это просто очередной новый спектакль Театра Ленсовета, в котором я с
удовольствием играю любопытную для себя роль, которая к тому же совпадает с моим
возрастом. Премьера должна состояться в конце декабря, в день моего рождения, так что я
надеюсь, что в «проклятое юбилейное время» я буду занят на сцене, и это поставит точку на
всяческом праздновании. И если бог даст, у меня будет время еще пожить, забыть про все эти
юбилейные торжества раз и навсегда и спокойно дальше существовать — с семьей, с детьми,
с внуками и отчасти с теми людьми, которые мне в этом театре дороги. И я думаю, что мы
этот спектакль будем играть довольно часто, если он получится — ведь сейчас пока только
репетиционный период, и пока сказать, что из этого выйдет, мне довольно сложно... Но я ценю, что это спектакль Левакова, и упор идет на режиссуру, а не только на актерские
возможности. Правда, насколько молодые артисты смогут «потянуть» эту ношу, мне не
известно. Надеюсь, что они смогут справиться с этой задачей. Я вообще люблю «актерские
спектакли» и играю в таких с удовольствием. Надеюсь, что и молодежь сможет себя проявить
— талантливо, азартно.
Как вам кажется, Леваков — в большей степени актер или режиссер?
Я думаю, что он — достойный ученик Игоря Петровича Владимирова. Он исповедует те
принципы, на которых держался Театр Ленсовета, воплощает их, насколько может. Мне
понятно, к чему он стремится, так что Леваков — не загадочная личность для меня. Мне
комфортно с ним работать, его режиссура (в отличие от так называемого современного
театра) мне близка. По крайней мере, я знаю, что я делаю в его спектаклях.
Какие принципы в профессии исповедует Леваков?
Если отталкиваться от того материала, с которым мы сейчас работаем, то это не «вольные
фантазии Левакова по поводу пьесы Арбузова». Он не переносит на сцену свои личные
ощущения, невзирая на автора. А тому примеров множество — когда у Шекспира или Чехова
мы читаем и знаем одно, а на сцене видим совсем другое: отношение режиссера к материалу.
В случае с «Милым старым домом» Леваков пытается соблюсти авторский жанр: это
лирическая пьеса, водевиль-мелодрама. Основываясь на этом, мы делаем музыкальный
спектакль, где есть возможность проявить свою музыкальность — и молодежи, и мне. У
Владимирова все спектакли были музыкальными — и «Укрощение строптивой», и «Люди и
страсти», и «Трубадур», и так далее, не буду перечислять все. Он всегда использовал музыку
как хорошую краску. Леваков делает то же самое, и мы ищем достойную музыку, которая
будет звучать в спектакле. У автора все персонажи-дети — оркестранты. Мы немного
переделываем: у нас они все — вокалисты. Не имеет значения, инструмент или голос
использует музыкант. Это будет эксперимент, потому что у большинства, в отличие от меня,
нет музыкального образования. Но ребята должны постараться существовать в жанре.
Молодые артисты обращаются к вам за поддержкой или советом?
Нет.
Вам хочется, чтобы обратились?
Нет, не хочется. Пока бразды правления находятся в руках Левакова, он со мной советуется, я
с ним советуюсь, и у нас есть понимание того, что мы должны сделать. Наше ощущение
спектакля совпадает. Поэтому когда какие-то идеи приходят мне в голову, я делюсь с ним.
Другое дело, будет он их использовать или нет, но такое посильное участие в репетиционном
периоде я принимаю. Но я не занимаюсь «поучительством» молодых актеров. Конечно же, до
совершенства им пока еще далеко, но у них есть возможность пробовать, проявлять
самостоятельность. Нельзя им обрубать крылья — они должны сами научиться летать.
Вмешиваться в этот процесс мне не кажется правильным. Может быть, потом, позже, когда
репетиции уже будут подходить к финалу и нужно будет какие-то мазки исправить, я как
партнер им что-то подскажу — или это сделает режиссер. Но не в процессе работы.
И преподавать вы никогда не хотели?
Нет.
Но предлагали?
Нет, не предлагали.
А если предложат?
(пауза) Я бы не пошел. Разве что старшим педагогом при Алисе Бруновне Фрейндлих —
если бы она набирала курс и взяла бы меня в подмастерья. Тогда я бы и сам у нее учился, и
пытался бы набить руку в преподавательском мастерстве, находясь рядом с ней. Но
поскольку педагогика — это отдельная профессия, я за нее браться не готов. Слишком
большая ответственность за судьбы молодых артистов. Это нужно уметь — а «просто так»,
из интереса, делать нельзя. Я знаю, есть многие артисты, которые идут преподавать, но я не
убежден, что они профессионально этим занимаются. Кое-чему, конечно, можно научить
всегда, но ведь речь не о самодеятельности, а об обучении будущих профессионалов. Я не рискну. Кроме того, это очень долго — пять лет.
Вы не готовы погружаться в столь длительный период с такой большой
ответственностью?
Знаете, раньше меня иногда приглашали дать мастер-класс. Но это на день, а не на годы.
Разные педагоги предлагали мне поделиться опытом со своими подопечными. Вот это для
меня приемлемо: прийти, рассказать... Но только как «одноразовый» вариант.
А как выглядит такой вариант: как лекция, как показ?
Зависит от того, какой язык общения мы найдем. В процессе ли это репетиций, в поиске ли
подхода к роли... Я не испытываю проблем с этим, и у меня есть свои наработки. Как
обратиться к совершенно незнакомому произведению? Каковы первые шаги в создании
образа? Такие вопросы мне задавали, и я пытался ответить на них. Но профессиональное
преподавание — это совсем другое дело, иная наука. Это как в балете: есть совершенно
замечательные балерины, которые вряд ли смогут хорошо учить, в лучшем случае могут
показать. Но показывали очень многие — это не то. Как правило, мы видим, что педагог по
танцу почти не танцует сам, только умеет объяснять и на каком-то своем «птичьем языке»
доводить до совершенства. То же самое, наверное, и в театральном искусстве: показать, как
можешь лично ты, легко, а вот научить других «смочь» — задача довольно сложная.
В балете несколько иная ситуация: там рано выходят на пенсию по возрасту, и если
хотят остаться в профессии, то преподавание — почти единственный выход.
Ну, я полагаю, что и в драматическом театре молодой возраст — наиболее плодотворный.
Потому что сил много? Энергии, желания, интереса?
Много всего, что связано с молодостью. А «уходящая натура» — она и есть уходящая. К тому
же главных ролей в моем возрасте очень мало. Может быть, у Шекспира найдется
несколько... А современная драматургия, которую я, если честно, плохо знаю, и современная
литература не дают мне возможности сыграть ровесников. И романов, и пьес для стариков —
и про стариков — практически нет. Их так мало, что нужно специально выискивать.
Таких, например, как «Оскар и Розовая дама» Шмитта?
Да, вот это, пожалуй, одна из серьезных удач Алисы Бруновны, которая именно на свое 70-
летие сыграла Розовую даму в одноименном спектакле в Театре Ленсовета. Это произвело на
меня совершенно фантастическое впечатление. Есть артисты, которые остаются в отличной
форме в этом возрасте — это и Фрейндлих, и Чурикова, и некоторые другие... Но все равно
такая роль — это прежде всего благодарность артисту за то, что он еще выходит на сцену. У
меня же ощущения глубокого разочарования — и в театре, и в окружающем мире.
И как вы справляетесь с этим ощущением?
Я хватаюсь за семью: у меня есть супруга, взрослые дети и годовалый внук, семигодовалый
внук, десятилетняя внучка, двадцатилетняя внучка... В семье я черпаю силы и вижу свою
роль в том, что там я еще кому-то нужен. Что касается театра, тут у меня никаких фантазий,
иллюзий, перспектив и планов нет. Тот театр, в котором я работал, исчез. Пожалуй, те
спектакли, которые находятся в руках у Левакова, последние, где я понимаю, что я делаю.
Если бы я был молод и посмотрел бы спектакли, которые популярны, получают «Маски» и
прочие премии, то я бы сегодня в театральный институт не пошел. Потому что мне это новое
искусство совершенно не интересно и чуждо. Я не вижу в нем ни радости, ни удовольствия,
и у меня нет желания быть рядом с теми, кто такой театр делает. Я видел множество
прекрасных спектаклей у Товстоногова, у Агамирзяна, у Корогодского... И во МХАТе, и в
«Современнике»... Вот тогда я страстно хотел быть рядом с этими потрясающими артистами
— с Луспекаевым, с Юрским, с Дуровым, с Табаковым, с Ефремовым...
Причаститься?
Ну да, я даже не очень хотел играть с ними — мне просто хотелось именно быть рядом, хотя
бы находиться за кулисами с ними. Ведь та азартная компания — бесшабашная, нищая, но
безумно веселая, с потрясающим юмором — умела из всего извлекать праздник. И за
кулисами, и на сцене, и на гастролях. Вот в ту компанию я хотел влиться. Не хотел быть
артистом, а хотел быть именно причастным ко всему этому. Я готов был стать и гримером, и костюмером, но обязательно работать с теми людьми.
Куда все это делось? Этот азарт, юмор, вдохновение, восторг, праздник в театре...
Я не знаю. Я анализировал это и постепенно перестал искать ответы, потому что
бессмысленно гадать. Все идет так, как идет. Когда я задавал этот вопрос более опытным
коллегам, они отвечали: это «чумка», это пройдет... Не проходит! Я для себя сделал вывод,
что после чернобыльского взрыва появилось большое количество мутантов, особенно среди
режиссеров. У них голова повернулась в другую сторону. Причем в сторону очень вонючую:
на западные авангардные спектакли. И сегодня у нас на сцену выносят всякую обнаженку,
мат, пошлость, хотя этот период уже давно прошел там, на Западе. А наши сегодня только
догоняют, но выставляют это как авангард. Почему мат на сцене собирает такое количество
зрителей? Например, целиком заполнен Ледовый дворец, яблоку негде упасть, на сцене стоит
один человек и два часа матерится. А ведь ни один подлинно народный артист России со
школой Константина Сергеевича Станиславского не соберет такого количества людей, как
этот матерящийся человек. Значит, людям этого хочется. Я не понимаю, что это: такое
проявление свободы? Что они в этом находят? Или возьмем стенд-ап: это новый модный
жанр, в котором я тоже мало что понимаю и совсем этим не интересуюсь. И если мой театр
умирает, то с богом — значит, я вместе с ним должен это сделать. Недавно я смотрел
передачу об Олеге Борисове: вот это то, чему бы я хотел учиться, то, что мне интересно, тот,
с кем я бы хотел выходить на сцену. Он был сложный человек, но замечательнейший
профессионал и артист. Когда такие люди уходят, вместе с их уходом теряется и смысл
прихода в театр. Трудно даже представить, что было на сцене БДТ, когда на сцене находились
Луспекаев, Копелян, Стржельчик, Медведев, Ковель, Доронина, Смоктуновский, Юрский,
Трофимов!.. Я боюсь кого-то забыть, но эти артисты творили что-то невероятное! Все
спектакли Товстоногова, какой ни возьми, были сделаны «через артистов» — и только так,
без какой-то безумной режиссуры, которая от артистов отвлекает. А сейчас я вижу пустую
режиссуру, и уже трудно сказать, хорошо играет артист или не хорошо. Гамлет — женщина?
Возможно. Но тогда кто и что играет в этой пьесе? Загадочное явление... Теперь появилась
тенденция делать на сцене из женщин мужчин, а из мужчин — женщин, а в конечном итоге
непонятно, кто какого пола и сколько их всего. Чувствуется в этом какая-то растерянность.
Скорее, болезненность...
Может быть. Драться с ними, ругать их бессмысленно. Приходится воспринимать как
должное. Мол, так уж получилось. И если эта болезнь не пройдет, то мне жалко моих внуков.
Надеюсь, что родители сумеют их в разумной степени оградить от такого театра, хотя
каждый сам выбирает, что ему смотреть, тем более, что в гаджетах можно увидеть все, что
угодно. Но куда же без Чехова, без Толстого, без высокой артистической игры?
Моя тетя в конце 1960-х, будучи студенткой мединститута, устроилась в БДТ
уборщицей, чтобы иметь возможность каждый день смотреть спектакли Товстоногова.
Да, тогда много было таких патриотов театра. И молодые артисты были все думающие,
читающие, прекрасно знающие литературу. У каждого театра было свое лицо, и выражалось
оно в том или ином актерском ансамбле. Фантастика! Вот тот театр мне гораздо больше
нравился. Я не очень понимаю, почему сегодня к этому не стремятся: все кончается обычным
ремеслом. Но никакая новая режиссура не заменит тех чувств, которые может вызвать только
думающий и чувствующий артист. А нынче монологи из пьес вымарывают: давайте лучше
разденемся и голыми походим по сцене. Никому не нужен лексикон Достоевского, Гоголя,
Пушкина, где ни одного матерного слова не было — но всегда было ясно, кто ругается, кого
ругает, как и, главное, за что. Теперь наоборот — все в лоб. Наверное, так можно — хотя я
считаю, что нельзя. Но у нас же ведь демократия... Вот пускай все занимаются этой «демократией» в искусстве — а я не буду.
А чем плох перенос действия классической пьесы в наши дни?
Это все равно что сыграть на губной гармошке концерт Чайковского. Все-таки губная
гармошка — инструмент роковый, современный. Почему не переделывают симфонии на
новый лад? И сметь даже не смеют, права не имеют? Потому что в симфонии существует гармония и замысел автора. «Реквием» Моцарта никогда не сыграть и не спеть по-другому,
чем написано композитором, потому что это будет фальшиво и неграмотно. Это же глупость:
«А давайте «Реквием» исполнит хор пенсионеров или споют «Бурановские бабушки» — они
же скоро должны умереть, им, по идее, «Реквием» должен быть ближе, чем молодым!» Ну и
что, что ближе? Сегодня многие понятия становятся анахронизмом. Традиционная семья
никому не нужна, а в любви видят очень много иррационального. По логике новых
режиссеров, Ромео и Джульетта могли бы убежать в другую страну, принять подданство,
поменять гражданство и пол, и никто бы их не тронул. Или вот приняли в Англии закон, что
со сцены нельзя произносить «леди» и «сэр», чтобы, не дай бог, не обидеть тех, кто таковыми
не является.
Толерантность доходит до абсурда...
Пускай! Я с подобными проявлениями глупости не согласен, но против этого бессмысленно
бороться. Доказывать что-то своей актерской школой достаточно сложно, но все-таки можно
— имеет смысл попытаться сохранить все то, что было наработано нашими дедами и
прадедами. Посмотрите телеспектакль Александра Аркадьевича Белинского «Мертвые
души» Гоголя: как и кем это было блестяще сыграно в конце 60-х. А пойти сегодня на
«Маленькие трагедии» в современной трактовке — это все равно, что выкинуть в грязь
томик Пушкина... Я на такое не способен. Возможно, мне нужно больше смотреть, чтобы
как-то привыкнуть к этому... Но я, наоборот, почти совсем перестал ходить в театры. Я если и
захожу, то лишь для того, чтобы начать смотреть спектакль и иметь возможность быстро
уйти. Так, не из первого ряда, а с краешку, из-за ширмочки посмотрю. Если услышу мат или
увижу глупость «ради новизны» — до свидания! В театре искать нужно не новое, а вечное.
Конечно, старое должно уходить, а новому не нужно мешать. Но я с этим новым не всегда
справляюсь, а судить не имею права.
С вашим опытом и взглядами — и не имеете права?
Мои опыт и взгляды при мне и остаются. «Хвалу и клевету приемли равнодушно и не
оспаривай глупца»: вот все, что мне остается делать. Но называть многих глупцами тоже
довольно рискованно — есть среди них довольно эрудированные люди. Я просто удивляюсь
своему ощущению: я не понимаю людей, и меня самого почти никто уже не понимает, будто
я не на русском, а на каком-то другом языке говорю. Я тоже не знаю многих слов, которые
произносит молодежь, и никак на них не реагирую. Я был в такой ситуации сам, когда был
молодым артистом. На наши спектакли приходили артисты пожилого возраста, и у них порой
волосы дыбом ставали от наших идей и от нашего внешнего вида. Но как-то же уживалась
молодежь с опытными артистами. Безусловно и бесспорно была преемственность, а сейчас
она исчезла. Молодежи ничего этого не нужно. Они ни о чем не спрашивают, потому что им
ничего не интересно. А я не борец, чтобы бегать и всем объяснять, что такое хорошо и что
такое плохо. Каждый должен заниматься своим делом. Вот я и занимаюсь своим. «Ты лучше
голодай, чем что попало есть, и лучше будь один, чем вместе с кем попало»... Такие слова,
как «неприлично» или «стыдно», исчезли. Если что-то продается и покупается, значит, это
нужно — вот и вся нынешняя мораль. Раньше были ограничители совести, а теперь никому
ни за что не стыдно. И это как бы нормально, ведь пользуется успехом и вызывает восторг.
Нельзя ничего добиться при недостатке связей. Все хотят быстро, мгновенно добиться чего-
то такого, чего делать нельзя, и при этом требуют, чтобы это было узаконено. Удивлять,
удивлять — чем угодно, лишь бы удивить!
Но ведь и в вас осталась способность удивляться — удивительная в наше время...
Я научился с этим жить. Просто не обращать внимания. У меня есть возможность закрыться
в свою раковину. Я очень консервативный, старый, из прошлого века человек, который, хоть
убей, не согласится ни на какие эксперименты. Это плохо.
Почему — плохо? Это позиция.
Потому что есть ряд неугомонных людей, которым нравится экспериментировать ради
интереса. Но я себя к таковым не отношу. Я похож на старый пейджер: никому не нужен, но
выбросить жалко.
Неужели и телефон у вас кнопочный?
Кнопочный, конечно. Просто чтобы звонить. Я о себе понимаю, что мой срок годности истек.
Я уже наигрался, наснимался, напелся, «нателевизионился»... Все, что было возможно, я
попробовал и сделал. Достаточно, я считаю. Дальше уже не интересно.
Давно вам стало не интересно?
Давно. Лет с пятидесяти. С этим нужно просто смириться. Это не страшно — хуже то, что
вызывает чувство злости, раздражения. Желчь разъедает, озлобленность разрушает. Поэтому
для того, чтобы не обозлиться на всех, не быть яростным, нужно просто успокоиться и
воспринимать происходящее как... погоду.
В смысле, бесполезно бить руками ветер и пытаться выключить дождь?
Конечно. Нужно относиться к ветру и к дождю совершенно спокойно. Срываться нельзя. У
меня есть надежда, что «наверху» подожмут гайки, и многие непотребные вещи будут
запрещены. Я, например, за жесткую цензуру, за разумные ограничения. Но, к сожалению,
это не демократично, хотя если бы я был министром культуры, я бы почти все театры закрыл.
Этого я в себе и боюсь: если я сержусь, значит, я неправ.
«Юпитер, ты сердишься значит, ты неправ»?
Именно. Нужно отойти в сторону, дать дорогу молодым. И пускай разбираются сами со своей
жизнью, проблемами и амбициями, доказывают свою состоятельность — прежде всего
самим себе. А я не собираюсь никому ничего доказывать. Мне это не нужно. Я с этим
завязал. Господь бог дает каждому жизнь и смерть. Ты исчезнешь, и все твои проблемы
решены. Это все задумано очень толково.
Но жестоко.
Ну, что поделаешь? Надо в церковь ходить чаще. Там все объяснят. И спектакли должны
существовать такие, чтобы зритель мог задуматься о своей жизни. Все, что по поводу правил
жизни можно было сказать, уже сказано умными людьми — я себя к ним не отношу. А лучше
всего на любые вопросы отвечает музыка. Слушайте Чайковского. Читайте Екклесиаст.
«Исповедь» Толстого обязательно нужно прочесть, чтобы разобраться, что к чему, сравнить
себя с великими людьми, понять, на каком месте находишься. Как только начинаешь читать
Пушкина, понимаешь, какое ты дерьмо. «Цели нет передо мною, сердце пусто, празден ум, и
томит меня тоскою однозначный жизни шум» — все сказано уже им. Все очень схоже, только
он — гений, а ты — никто. Именно поэтому «Маленькие трагедии» нужно играть так, как он
написал, а не так, как ощутил это режиссер. Чувства режиссера «мелко плавают», все
остальные органы видно. Я бы ни за что не пошел на новые версии «Евгения Онегина». Я не
большой поклонник экспериментов.
А если бы вас попросили написать книгу — не мемуары о себе в стиле «моя жизнь в искусстве», а, скажем, книгу, или хотя бы главу, об Алисе Бруновне Фрейндлих?
Я слишком дорожу нашими отношениями с Алисой Бруновной, чтобы на такое согласиться.
Вот сегодня вечером к ней пойду в гости — разбираться с жизнью. Она человек гибкий,
мягкий, воспринимает все совершенно спокойно. Давно я не слушал от нее хорошего совета.
Беседовала Мария Кингисепп